Немец в ГУЛАГе || Рассказывают Александр Клиймук и Дитрих Шопен.

Что чувствует немецкий юноша, когда его приговаривают к 25 годам лишения свободы? Какие эмоции он испытывает, когда узнаёт, что этот срок ему придётся провести в трудовом лагере в Сибири? 

В 1950 году Дитрих Шопен стал заключённым ГУЛАГа, не успев даже окончить среднюю школу в ГДР. В новом выпуске программы «Рассказывает Александр Клиймук» я беру интервью у 87-летнего Дитриха, проживающего в Хеппенхайме недалеко от Франкфурта-на-Майне. 

Как он оказался в лагерях? Что он в них пережил? Как немец общался с другими заключёнными в Сибири? Как в ГУЛАГе восприняли новость о смерти Сталина?


Видео: еврейский Хеппенхайм – дом Бубера, синагога и фахверк.

Признаюсь честно, когда я узнал, что поеду на мастер-класс в Хеппенхайм, моя первая реакция была – ГДЕ ЭТО? Потом я посмотрел на карту, удивился тому, что этот город и Берлин отделяют 600 километров, и начал погружаться в историю этого места.

Выяснилось, что это, во-первых, очень милый гессенский городок на границе с землями Рейнланд-Пфальц и Баден-Вюртемберг. Во-вторых, тут жили евреи и была красивая синагога. Среди известных жителей города – выдающийся еврейский философ Мартин Бубер. А ещё здесь есть мемориальные таблички, "камни преткновения", памятники и фахверковые дома.

О Хеппенхайме и его еврейской истории я рассказываю в новом видео (да-да, мои видео теперь выходят на youtube, подписывайтесь на канал).


Откровений пост: длинный ответ на самый частый вопрос.

Александр, откуда такой интерес к тематике Холокоста, войны и Третьего рейха? Хоть и на разных языках, мне постоянно задают этот вопрос. Поначалу он ставил меня в тупик – так сложилось как-то само по себе. Мне, скорее, было непонятно, почему эти темы не у всех вызывают такой же интерес?

Но потом я понял, где искать корни. Всё идёт из раннего подросткового возраста. Я рос в небольшом российском городе, интернета в начале 2000-х годов ни в школе, ни дома почти ни у кого не было. Довольно рано через уроки истории, фильмы и книги я узнал, что когда-то в Германии был Гитлер, нацизм и Холокост. Вопросы в юной голове возникали десятками и сотнями, а ответы были в духе: Гитлер был злодей и хотел завоевать весь мир, немцы ненавидели евреев и всех остальных, советский солдат героически победил в войне, ну а сейчас всё хорошо.

На каждое 23-е февраля в школе проводились «уроки мужества». Приходил ветеран весь в орденах, рассказывал о своих боевых похождениях. Потом пелись песни про войну, говорились торжественные речи, возлагались венки. Особым событием для меня были дни, когда мы, школьники, ходили к ветеранам в гости, поздравляли их, дарили конфеты и цветы, слушали их истории.

Но всего этого мне было мало. В моём небольшом городе никто не мог мне внятно ответить на мои (как потом выяснилось, очень сложные) вопросы. Как такое было возможно? Как такой культурный народ как немцы могли допустить Гитлера к власти? Все ли немцы тогда были злодеями? Все ли остальные были героями? Как вообще можно было убить миллионы человек только из-за их принадлежности к другой «расе»? Почему именно евреи? Что из всего того, что рассказывается, правда, а что – вымысел?

И тогда я начал искать ответы на эти вопросы самостоятельно. Поиск оказался несколько сложнее, чем я думал. Я начал скупать книги о нацисткой Германии в большом количестве. За ними надо было ехать 80 километров в областной центр, поэтому каждая приобретенная книга была мне особенно дорога. К сожалению, книжные магазины зачастую гонятся за любой прибылью, поэтому на полках «Вторая мировая война» стояли как качественные исследования и воспоминания, так и откровенно мусорные и даже вредные издания (например, в одной книге «доказывалась» теория о том, что в войне виноват не Гитлер, а проклятые «англосаксы»).

Со временем я стал отличать правильную литературу от конспирологического бреда. Количество прочитанного и посмотренного росло, а интерес к теме не угасал. За годы после окончания школы было многое: курсовые и дипломные работы о Германии в университете, учёба в России, Германии и Польше, стажировка в еврейском музее в Кракове, курсы и конференции в Освенциме и Варшаве, общение с выжившими, лекции и семинары, аспирантура, преподавание, научные и публицистические статьи, посты в соцсетях, летние школы и многое другое. История нацистской Германии стала моей профессией, преподавание – страстью. Моё другое увлечение, лингвистика, служит хорошим дополнением к основному занятию – знание нескольких языков помогает как в работе с источниками информации, так и в моей просветительской деятельности.

К чему же всё это привело? Завтра я учу школьников и взрослых на выставке о Холокосте в Доме Ванзейской конференции, послезавтра провожу там же семинар, потом еду в западногерманскую глубинку на германо-российский экспертный обмен и делаю мастер-класс по культуре памяти, затем возвращаюсь и в воскресенье повторяю свою тематическую экскурсию «Берлин – столица Третьего рейха». Параллельно идёт работа над двумя важными проектами, о них расскажу позже.

Тут вы можете спросить меня: не надоело ли? А я вам отвечу: нет. Такой вот парадокс – чем больше ответов я нахожу на свои старые вопросы, тем больше появляется новых. И тут уже, наверное, не остановиться.


Видео: Новая синагога, Вроцлав (1872-1938)

Все, кто следит за мной на фейсбуке, знают, что в последнее время я экспериментирую с видео. В ноябре я делал прямые трансляции из Мюнхена, Берлина и Вроцлава с небольшими тематическими экскурсами в историю. Реакция на мои видео была позитивная, поэтому я планирую продолжать развивать это направление.

Я решил начать выкладывать свои короткие видео-лекции на youtube. Первый выпуск – про Новую синагогу Вроцлава. По сравнению с недавней трансляцией на фейсбуке, в видео добавлены дополнительные материалы – фотографии (архивные и современные) и немного текстовой информации.

Весь выпуск длится 6 минут. Снято всё одним дублем на айфон, отредактировано на айпэде, поэтому не ожидайте качества картинки и звука голливудского уровня. Будем улучшаться потихоньку.

Что думаете? Удобнее ли такой формат, чем трансляции? Что можно улучшить? Стоит ли продолжать?

Напоследок, как говорят в таких случаях, подписывайтесь на канал.


Лекции и экскурсии в декабре.

В Берлине начали свою работу рождественские рынки, повсюду царит праздничная атмосфера, а горожане заняты поиском подарков своим родным и близким. В последнем месяце уходящего года я приглашаю вас на три моих мероприятия: одну лекцию и две экскурсии.

Collapse )


Лекция о Холокосте 1.12.2018: Дом Ванзейской конференции.

Изменение в блоге.

Небольшой апдейт для тех стойких, кто всё ещё читает меня в ЖЖ. Поскольку основная моя площадка на данный момент – это фейсбук, я решил отныне дублировать сюда часть записей оттуда. Все копируемые сюда записи имеют отношение к тематике блога – Берлин и Германия, история, мои наблюдения из путешествий, интересное из прочитанного и увиденного, а также всё о моих лекциях, экскурсиях и прочих мероприятиях. Рекомендую подписаться на фейсбук – там контент появляется регулярно в бóльшем объёме. Отписываться в ЖЖ при этом не надо – здесь я буду продолжать иногда публиковать большие посты с фотографиями.